fbpx
Публикации

Заработать на Prozorro: топ-поставщики нефтепродуктов государству

11.09.2019

Жалобы, сговоры, затягивание процедур – далеко не полный список того, на что готовы идти торговцы нефтепродуктами за контракты с железной дорогой, военными, полицией и другими госструктурами.

Государственный сектор в Украине занимает порядка 50% экономики страны. В прошлом году госкомпании и госучреждения всех уровней купили через систему Prozorro товаров и услуг на 1,76 трлн грн.

Среди товаров первой необходимости госмашина активно потребляет бензин и дизель. В 2018 году закупки нефтепродуктов достигли 22,8 млрд гривен, увеличившись на 20% по сравнению с 2017 годом. За 8 месяцев текущего года закупки нефтепродуктов пока на уровне 9,5 млрд грн. Но впереди еще тендеры таких монстров как «Укрзализныця» и Минобороны.

Государственное потребление нефтепродуктов занимает около 15% от всего потребления в Украине. Сам рынок на 80% зависит от импортных поставок, что снижает влияние внутренних производителей и обеспечивает высокую конкуренцию.

Ежегодно Украина импортирует нефтепродуктов на $5,5 млрд. География поставок разная, но уже традиционные лидеры – Россия, Беларусь и Литва.

Самые «жирные» потребители

Государственный сектор – это десятки крупных предприятий, служб, правоохранительная система, оборона, коммунальный транспорт и многое другое.

Практика последних лет показывает, что самые ожесточенные схватки между продавцами нефтепродуктов происходят на тендерах «УЗ» и Минобороны. Это и не удивительно – они самые крупные потребители. За право поставлять бензин и дизель железнодорожникам и военным трейдеры забрасывают Антимонопольный орган жалобами на своих конкурентов, пытаясь либо выкинуть их из торгов, либо затянуть. Случается так же и обратное: сами покупатели затягивают подписание договоров с победителями торгов.

Чрезмерное затягивание процедур заставляет УЗ или Минобороны идти на экстренные закупки без проведения тендеров.

На первом месте по закупкам нефтепродуктов – железная дорога. Текущая сумма договоров «Укрзализныци» превышает 1,7 млрд грн. А на стадии заключения – еще 2 млрд грн контрактов. Дизельное топливо – это основной вид нефтепродуктов для УЗ.

Поставщик №1 для УЗ – компания «Торум», входящая в группу «Трейд Комодити», известную по громким делам о поставках нефтепродуктов для Министерства обороны. На сегодняшний день компания уже победила в тендерах УЗ на общую сумму 1,391 млрд грн, из которых около 40% уже подписаны договора и выполняются поставки. Кроме этого, «Торум» самый активный жалобщик в АМКУ на своих конкурентов.

Поставщик №2 для УЗ – известный в Украине бренд АЗС ОККО. Компания выиграла торгов на общую сумму 768 млн грн. Правда реальных поставок пока не было: из-за жалоб в АМКУ ОККО с 23 августа ждет заключения договоров.

Поставщик №3 для УЗ – «Оил – Трейд 2018». Компания поставляет дизельное топливо Кременчугского НПЗ, подконтрольного бизнесмену Игорю Коломойскому. Текущая сумма договоров составляет 741 млн грн.

На четвертом месте расположилась компания «Анвитрейд», входящая в группу WEXLER, импортера трубопроводного дизельного топлива из РФ. Сейчас компания из-за введенных правительством пошлин на трубопроводные поставки временно приостановила прокачку ресурса по «трубе». Тем не менее, сумма выигранных ею торгов УЗ составляет 627 млн грн, но реальных поставок пока нет по той же причине, что и у ОККО.

Замыкает пятерку поставщиков УЗ «Глуско Украина» и «Альянс Энерго Трейд» с текущими договорами на 245,7 млн грн и 248 млн грн соответственно.

Второй после железной дороги крупный потребитель топлива – это Министерство обороны. Ведомство известно своим тесным сотрудничеством с компанией «Трейд Коммодити», которую связывают с экс-депутатом из БПП Александром Грановским.

Компании из группы «Трейд Коммодити» с 2015 года выиграли тендеров Минобороны и УЗ на сумму более 17 млрд грн. При этом компании систематично не выполняли своих обязательств, требовали от чиновников изменения контрактов для повышения цен. Закончилась эта история расследованием НАБУ и вручением подозрения замминистру обороны и криминальным преследованием менеджеров «Трейд Коммодити».

В 2019 году ситуация с топливными тендерами Минобороны кардинально не изменилась. С начала июля идут разбирательства по закупке топлива на 711 млн грн. Известная уже компания «Торум» пытается через АМКУ выкинуть всех конкурентов, подавая на них жалобы.

В 2018 году Минобороны заправилось на 621 млн грн, в этом – планирует на 2,6 млрд грн. Но пока, что сумма заключенных договоров едва ли дотягивает до 100 млн грн. Остальное – в судах и спорах в АМКУ.

ТОП-поставщики

Чуть более 60% от всех действующих контрактов на поставку нефтепродуктов государству разделили между собой 12 компаний.

На первом месте сеть АЗС WOG. Компания в 2019 году поменяла свою бизнес-модель: ушла от оптовых продаж нефтепродуктов, сосредоточившись на рознице. За счет продажи топливных талонов за 8 месяцев текущего года WOGпоставил нефтепродуктов на общую сумму 1,23 млрд грн. Основные клиенты – полиция, «Киевтеплоэнерго», «Укрэнерго», Нацбанк и ряд региональных госадминистраций.

На втором месте – сеть АЗС «ОККО». Компания продает нефтепродукты как оптом, так и в розницу. В розничном сегменте делит рынок с WOG. Основные клиенты – полиция, Киевская госадминистрация, ряд госкомпаний, водоканалы, Генпрокуратура и НАБУ. Сумма текущих контрактов 1,095 млрд грн.

Третье место – продавец топлива Кременчугского НПЗ «Оил-Трейд 2018». Компании за 8 месяцев удалось продать украинских нефтепродуктов на 741 млн грн единственному покупателю – «Укрзализныця».

Четвертое место — «Ливайн торг» с суммой действующих контрактов 695 млн грн. Компания поставляет топливо со 100% предоплатой ряду полугосударственных облэнерго, в которых акционерами также являются Игорь Коломойский и Константин Григоришин.

Пятое место — «ТОРУМ»из группы «Трейд Коммодити». Нефтепродуктов на 502 млн грн ушло в адрес железной дороги.

«Глуско Украина» расположилась на шестом месте с суммой действующих контрактов на 489 млн грн. Компания продает топливо оптом и в розницу. Основные клиенты – «Укрзализныця», «Энергоатом», «Киевпастранс», «Укрпочта».

Седьмое место — Торговый дом «Еко-Сервис», единственными клиентами которого являются Вольногорский и Иршанский ГОКи, ранее находившихся в аренде у Дмитрия Фирташа. Сумма действующих контрактов — 280 млн грн.

Восьмое место – главный поставщик топлива для киевских коммунальных предприятий «Глобал Сейл», которую СМИ связывают с владельцами столичной сети АЗС KLO. Сумма действующих контрактов – 277 млн грн. Компания работает в границах Киева, а ее крупнейшие клиенты – «Киевпастранс», «Киевтранспарксервис», МВД, полиция, «Феофания», и ряд районных госадминистраций.

Девятое место – «Альянс Энерго Трейд». Сумма действующих контрактов – 248 млн грн. Единственный клиент – «Укрзализныця».

Замыкают список топ-поставщиков нефтепродуктов для государства «Сокар Украина», «Евростандарт» и «Манго-Групп».

«Евростандарт» специализируется на продаже нефтепродуктов Администрации морских портов Украины и Одесскому облавтодору. Сумма действующих контрактов – 136 млн грн.

«Манго-Групп» заправляет автомобили всего правительственного квартала в центре Киева: аппарат Верховной Рады, Госуправления делами Президента и Кабинет министров. Сумма текущих контрактов 136 млн грн.

У «дочки» государственной азербайджанской энергокомпании «Сокар Украина» за 8 месяцев 2019 года был только один клиент – Госрезерв Украины. Ему было поставлено нефтепродуктов на 120 млн грн.