fbpx
Публикации

Торги длинной в три года: транзитный компромисс «Привата» и «УТН»

11.11.2019

C ноября у государственной «Укртранснафты» новые тарифы на транспортировку нефти на Кременчугский НПЗ, подконтрольный группе Приват.

Длинная эпопея с их пересмотром закончена несколько месяцев назад. Тянулась она года, изобилуя подковерной борьбой. Последний раз тарифы пересматривались в декабре 2016.

Но все-таки теперь стороны вышли на компромисс и Нацкомиссия по энергетике и коммунальным услугам утвердила новый прайс на прокачку.

Ожидается, что в итоге «Укртранснафта» прекратит нести убытки при транспортировке нефти на Кременчуг. До этого, по факту их дотировали за счет прибыли от транспортировки российской нефти в Европу.

Однако подъем тарифов будет намного меньше, чем УТН и сама Комиссия собирались поднять в 2017, да и сейчас тарифы на «морском» участке пришлось срезать.

С другой стороны, команда руководителя «УТН» Николая Гавриленко, тоже может поставить себе плюс. Она все-таки вырвала у группы «Приват» кусок дополнительных платежей, а это как известно удается далеко не всем.

Фон торгов по ценам на транспортировку был более чем сложный. Сначала долго решали вопрос с выкачанной из трубы технологической нефтью откаченной на НПЗ группы «Приват» в 2014 году. Приватоцы требовали «за хранение» 2,9 млрд. грн.

По достигнутому в прошлом году мировому соглашению сумму срезали более чем втрое. Причем с обязательствами о взаимном отказе от судов. Но отношения с группой «Приват» это история явно не улучшила.

Когда после выборов «приватовцы» ощутили, что их позиции укрепились, последовала серия атак на менеджмент УТН. Бывший председатель правления Лазорко (его в свое время зачищал с автоматчиками лично Игорь Валерьевич) инициировал серию исков о восстановлении на должность.

И зная характер Игоря Коломойского история еще далеко не завершена.
«Приватовцы» вполне понимали свои сильные стороны и вообще не хотели повышать тариф, предлагая госкомпании искать внутренне резервы.

По их версии поднятие общих расходов (в сумме порядка 10 копеек на литр) угрожало обрушить перспективы наращивания отечественной нефтепереработки.

Говорили даже что в результате Кременчуг снизит объемы переработки на 0,8 млн.т в год. И вообще, что это едва ли не по миру завод пустит. Для торгов такие заявления, в общем привычны. Как и написание писем в Кабмин, СНБОУ и т.д.

Пока шли переговоры, кризис с загрязнением российской «Транснефтью» нефти хлороргнаникой и соответственно снижением объема транзита на Евросоюз. Плюс сложные переговоры с Транснефтью о продолжении долгосрочного контракта на транзит. Так что сам факт, что УТН на этом фоне смогла добиться повышения тарифа — уже неплох.

Сейчас внутренняя транспортировка убыточна. Причем мощности для нее сильно избыточны. Система создавалась для прокачки десятков миллионов тонн нефти, на шесть отечественных НПЗ. Их переработка на пике превышала 50 миллионов тонн в год.

Сейчас работает один Кременчуг (Контрольный пакет (56%) контролируют структуры Игоря Коломойского и Александра Ярославского. Государству принадлежит 43,05% акций. – Ред.). Про проектные 18 млн. тонн надо забыть, но и из существующих мощностей (4,5 млн. тонн.), загружают примерно половину—2,3 млн. тонн

Внутренняя транспортировка рухнула, даже к периоду десятилетней давности в 6-7 раз. Из 28 насосных станций, десять уже давно законсервированы, а большинство оставшихся работают менее чем на треть мощности.

Примерно половина труб вообще не нужна и перспектива их реанимации сомнительна. Что собственно видно и по достигнутой договоренности. Маршрутов стало меньше в три раза. Из восемнадцати осталось шесть.

Единственный оставшийся на Западе Украины, внутренний маршрут прокачивает местную высокопарафинистую нефть на хранилища остановленного Дргобычского НПЗ. Откуда ее уже железной дорогой отвезут на Кременчуг.

Три маршрута на Полтавщине тяготеют к Кременчугскому НПЗ.
К нему же идет и маршрут с моря. С остальными направлениями «все сложно». Перспективы запуска, находящегося в прифронтовой зоне Лисичанского НПЗ (и обеспечение его ресурсами) обоснованно считаются околонулевыми. Шансы приморского, но безнадежно устаревшего Одесского НПЗ немногим больше. Херсонский и Надвирнянский, по факту уже списаны. Так что маршруты на них сейчас сняты. По факту остался только Кременчуг.

Вообще транспортировка нефти украинской добычи дает совсем немного денег. Ее немного и маршруты так короткие. По иронии скромная (менее 60 км) труба на Дрогобыч дает самый большой поток денег от украинской нефти. А самый жирный кусок транспортировки внутри страны (три четверти) это транзит импортной нефти из района Одессы.

 «Неморские» маршруты транзита 

Восточная (кременчугская) сетьтыс. тондлина, кмтекущий тариф1 год2 год3-й год
Гнединцы-Кременчугский НПЗ545212,652,271,7798,69135,7
ЛВДС Глинско-Розбишевская -КрНПЗ85146,441,151,5864,2580,04
М. Павловка -КрНПЗ435219,553,474,78104,73146,66
Западный (Дрогобычкий участок)
НПС Долина-НПК «Галичина» (Дрогобыч)21558,6101,6118,57138,39161,5

Данные для обоснования тарифа в НКРЕ(КП)

Серьезным успехом переговорщиков «Укртранснафты» стало включение в контракт гарантированных объемов прокачки по принцу «качай или плати».
Теперь, если фактический объем перекачки сырья будет ниже гарантированного, заказчик услуг платит и стоимость транспортировки недопоставленных объемов.

Но тут есть ведерко дегтя. Минусом стали объемы гарантированных обязательств. Всего по 100 тысяч тонн прокачки в месяц (1,2 млн. тонн в год).

Т.е. разговоры о плановом наращивании в Кременчуге переработки до уровня 3,3 млн. тонн в год (это 150-160 тыс. тонн в месяц) мало чем подкреплены. Даже, если добавить к морскому» транзиту 1,5-1,6 млн.тонн внутренней добычи и до трех миллионов явно не дотягивает.

В самом начале переговоров, речь шла о гарантии 1,9 млн. тонн транзита из портов. Причем пополам через «приватовскую» Одесскую нефтегавань (0,85 млн. тон) и государственный терминал Южный (там находится перевалка Укртранснафты)

Сейчас весь транзит нефти с моря и идет через Одесскую нефтегавань.
По факту, УТН хотела дополнительно организовать и транзит от своей перевалки в Южном. Он был даже был немного дешевле чем от Одессы.
Но тут приватовские переговорщики явно дожали и все будет строго наоборот — одесский маршрут будет самым дешевым.

И цены по нему вдобавок будут расти медленнее. Через два года разница будет почти в полтора раза. Так что большой вопрос кто (и зачем) будет через три года качать с «Южного», теряя 112 гривен на тонне?

По факту именно одесский сценарий и становится почти безальтернативным. Но все-таки, до конца 2021 доходы УТН там удвоятся.

Тем более, что был сценарий и вообще взять за базу транспортировку всего 850 тысяч тонн. Кременчугу предлагали еще снизить тарифы, взамен на прокачку «с моря» 2-2,5 млн. тонн. Но это предложение совсем их не заинтересовало.

Новые тарифы на транзит нефти из черноморских портов на Кременчугский НПЗ (грн. за тонну)

 

Текущий тарифКонтроль над перевалкой с моря С 1.11.2019 по 31.10.2020 С 1.11.2020 по 31.10.2021 С 1.11.2021 по 31.10.2022
Одесская нефтегавань (107,9 грн.т) «Группа Приват»132,13161,8198,1
 МНТ «Пивденный» (101,3 грн.т) Государство147,08213,6310,1
 Разница в цене прокачки+14,95+51,8+111,95

Длина маршрута порядка 520-550 км.

В целом, государство сможет рассчитывать на рост дивидендов, что является безусловным плюсом для команды Гавриленко.

Справка 

Система магистральных нефтепроводов «Укртранснафты» диаметром от 159 мм до 1 220 мм протяженностью 3,5 тыс. км проходит по территории 19 областей страны.

Имеет паспортную пропускную способность на входе 114 млн тонн в год, на выходе — 56,3 млн тонн. В настоящий момент из строительства Россией обходных трубопроводов загрузка трубопроводов Украины резко упала.

Внутренние, используется менее чем на 10%. Загрузка транзитного направления на Словакию, Чехию и Венгрию колеблется на уровне 21-22%