Нефть

OKKO vs WOG: Продуктивный Роман протестировал мобильные приложения

OilPoint начинает серию публикаций «тест-драйв заправок»
19.07.2019

Перед интервью Роман Рыбальченко наливает кофе в свою чашку Keep Cup — и в офисе, и на заправках он не использует одноразовые стаканчики. Каким образом, не теряя времени в очередях, купить через мобильное приложение кофе и топливо, он знает как водитель и эксперт. Рыбальченко — основатель интернет-маркетингового агентства Roman.ua и ведет YouTube-канал «Продуктивный Роман».

OilPoint вместе с блогером посетил заправки лидеров рынка АЗС — ОККО и WOG, протестировал их мобильные приложения и узнал, когда операторы начнут войну за место в мобильном телефоне клиента.

«Никаких одноразовых стаканчиков!»

Об экономии времени

Мы с женой недавно обменивали одну машину на другую, так нам ребята из CarFinder сказали, что это самый бездушный апгрейд, который они видели. Хетчбек Hyundai i30 1.6 AT поменяли на очень похожий седан Elantra 1.8 AT — в таком же цвете, только чуть быстрее, чуть новее и чуть навороченнее. Бездушный апгрейд — совсем как в компьютерных играх. Так произошло потому, что мы не хотим тратить лишнее время.

За рулем я всего два года. До последнего оттягивал покупку автомобиля, потому что опять-таки не хотел заниматься техническим обслуживанием, «переобуваться» и т.д. Так что я, наверно, не очень увлекаюсь автомобилями, но я увлекаюсь беспроводными оплатами. Это не только моя работа, как интернет-маркетолога, это экономит время. Сейчас так начинает мыслить все больше потребителей.

«На тест-драйв время есть»

О недочетах в брендинге

Мобильное приложение WOG называется PRIDE, так же как и программа лояльности. Логотипом программы лояльности «ПРАЙД» является разноцветный лев, но у приложения свой логотип в виде капельки. Это все путает пользователя… Особенно учитывая то, что на некоторых заправках WOG до сих пор висит еще старый логотип сети.

У ОККО мобильное приложение Fishka. Корпоративный цвет ОККО зеленый, а карточка лояльности Fishka и мобильное приложение соответственно — красные. Это заставляет пользователя задумываться при каждом контакте. Когда идет речь о постоянном потреблении, это минус.

Как купить топливо

Что мы видим на первом экране Fishka? Сколько баллов в кошельке. Затем подряд идут шесть оферов — три персональные акции и три общие. Вопрос: зачем мне предлагать легкосплавные диски? Я же сообщил оператору, какая у меня машина. Получается, эта выборка одинаковая для всех пользователей.

Чтобы оплатить топливо, я кликаю на Fishka PAY. Затем я должен выйти из автомобиля, направиться к конкретной колонке и просканировать QR-код. Дальше я самостоятельно выбираю «полный бак», и система меня спрашивает, точно ли я уверен в своем выборе. Уточнение лишнее — оно лишь добавляет клик.

С WOG более «бесшовный» опыт. На первом экране PRIDE я вижу, сколько у меня приобретенных литров, рядом стоит «+», чтобы докупить необходимое топливо. Ниже три основные кнопки — оплатить топливо, оплатить кофе, закинуть деньги в кошелек. Все на одном экране — не надо даже идти по вкладкам.

После запуска приложения PRIDE, система по геолокации сама определяет, где я нахожусь. Вот сейчас мы на заправке на проспекте Победы. Приложение по умолчанию предлагает 95 MUSTANG и «полный бак» — то, что я обычно выбираю. Остается ввести номер колонки. Заправщики часто, видя, что я с мобильным приложением, сообщают номер колонки, и я вообще не выхожу из автомобиля. Это, конечно, невыгодно для WOG, потому что нет покупки нетопливных товаров.

Как купить кофе

На WOG мы заправились, а на ОККО купим кофе. С Fishka PAY удобно покупать кофе. Я просто навожу экран на кофейный аппарат и выбираю, что мне нужно. На кассе для отчетности печатаются чеки, но я не стою в кассу.

В WOG для того, чтобы купить кофе, я должен отстоять очередь. На кассе мне выдают чек, с которым я иду к кофе-машине и сканирую его. А если я беру кофе не только для себя, но и для пассажиров, и позиций у меня четыре или пять? А если кассир ошибется и пробьет не те напитки? Поменять ребята не отказываются, но для этого мне снова нужно возвращаться к кассе! Я же хочу держать в голове только то, что свое американо я должен налить в собственную чашку.

Мне вообще было бы проще как в Европе — сначала все получить, а потом рассчитаться. Но в Украине это пока сложно из-за фрода.

«Кликаем дальше»

Сухая цифра

В Google Play Market видно количество установок мобильного приложения. PRIDE скачали 100+ тыс. пользователей, Fishka — 500+ тыс. Точных цифр нет, но можем прикинуть.

WOG недавно обновил свое приложение и начал отсчет с нуля. Прошлая версия приложения была скрыта в феврале. В АppBrain значится, что с февраля по май 2019-го PRIDE набрал 100 тыс. установок — это примерно 32 тыс. в месяц. Если динамика сохранилась, то сегодня у WOG около 160 тыс.

Число установок Fishka с февраля 2017 по май 2019 перевалило со 100 тыс. на 500 тыс. Если экстраполировать, то 400 тыс. установок за 830 дней, это примерно 15 тыс. в месяц. Значит, на данный момент около 535 тыс. Но сеть ОККО не меняла приложение, то есть у WOG среди 100 тыс. есть ядро, которое перетекло, а у Fishka должны быть преимущественно новые пользователи. При этом стоит учитывать, что Fishka — это кобрендинговая программа, и приложение могут скачивать не только автомобилисты.

Бек о кэшбеке

Не пользуюсь Fishka вне заправок. Во-первых, в корзине почти нет брендов моего потребления. Во-вторых, если говорить о кэшбеке, то мне как продвинутому пользователю Fishka не дает дополнительной ценности. Кэшбек — отдельный бизнес, и сервисы, которые специально под него заточены, предлагают лучшие условия.

Например, я заказываю товары на AliExpress. Давайте сравним условия Smarty.sale и Fishka. Первый предлагает до 5% кэшбека в зависимости от товарной группы и 36 дней ожидания, а Fishka — 3% и 60 дней. К тому же по программе лояльности вернутся не деньги, а баллы, которые можно потратить лишь внутри системы. А со Smarty.sale их можно вывести на телефон или банковскую карточку.

О трендах

E-commerce двигается вместе с появлением массовых онлайн-сервисов регулярного потребления. На украинцев сильно повлиял «Приват24», и привычка покупать онлайн укреплялась. Когда «Укрзализныця» внедрила электронные билеты, это почувствовал весь e-commerce. Mastercard запустил оплату проезда в метро — пришел в движение следующий слой потребителей. Люди привязывают карточки к телефону и начинают доверять бесконтактным оплатам тогда, когда ежедневно видят такие расчеты, и понимают, что так удобнее.

Можно сказать, что сетям АЗС сейчас помогают все платежные системы, банки, крупные игроки e-commerce и marketplace, такие как AliExpress и BlaBlaCar. Но у них все равно еще остается большой зазор по проникновению мобильных приложений.

«Война за место в телефоне неизбежна!»

Большая война мобильных приложений начнется, когда произойдут две вещи. Первая — украинский рынок придет к единой цене на топливо, вторая — вырастут зарплаты. У нас очень низкий labor cost, и людьми «закрывают» многие вопросы. Основной вызов для операторов будет, когда это изменится. Потому что украинцы привыкли к высокому уровню сервиса.

Не забуду, как я оформлял карточку лояльности Slovnaft в Словакии. На заправке выдали какую-то временную карточку и сообщили, что постоянная придет по почте в течение месяца. Ее получил уже хозяин дома, который мы арендовали. Тогда я понял, что я пресыщенный потребитель, а приложения Fishka и PRIDE, которыми я пользуюсь, оба хороши. PRIDE немного лучше. В нем быстрее проходят типовые сценарии, и это оставляет более приятное послевкусие.

Фото: Юлия Вильчаускас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =