fbpx
Публикации

Битва за рынок: зачем Коломойскому очередная пошлина на российские нефтепродукты

21.02.2020

Крупнейшие игроки нефтегазового рынка – «Укртатнафта», «Укргазвыдобування» и «Укрнафта» – выступили с инициативой поднять пошлины на импорт российского дизеля и сжиженного газа.

21 января соответствующее обращение компаний к Министерству экономики было опубликовано на сайте «Укртатнафты».

Специальная комиссия при Минэкономики должна определиться, начинать ли расследование в течении месяца после подачи заявления, то есть до 21 февраля.

Пошлины на российское дизтопливо и сжиженный газ действуют с лета прошлого года. Сейчас они составляют 4% для дизеля, который импортируется трубопроводом, и 3% — для сжиженного газа.

В своей новой инициативе украинские производители требуют ввести пошлины в размере 8,46% не только на трубопроводный импорт российских нефтепродуктов, а на весь без исключения.

Против этого резко выступили участники нефтегазового рынка и крупные потребители нефтепродуктов, в частности, «Нефтегазовая ассоциация Украины», объединение предприятий «Укрметалургпром» и «Украинская зерновая ассоциация».

Очередная попытка «Привата»

Группа «Приват» Коломойского пытается переписать правила игры на рынке нефтепродуктов далеко не в первый раз.

В декабре прошлого года народный депутат от «Слуги народа» Ольга Василевская-Смаглюк предложила уравнять ставки акциза на сжиженный газ, бензин и дизель, установив их на уровне 139,5 евро за тысячу литров.

Повышение акциза на сжиженный газ в 2,7 раза привело бы к существенному росту цен для конечных потребителей и играло на руку НПЗ Коломойского. Однако, в последний момент парламент не поддержал эту инициативу.

Еще раньше команда Коломойского пролоббировала введение пошлин на трубопроводный дизель и сжиженный газ.

Это привело к остановке трубопровода «Прикарпатзападтранс» и спровоцировало появление локальных дефицитов на рынке, так как «Укрзализныця» и порты не смогли справиться с резким изменением маршрутов поставок топлива.

Участники рынка опасаются, что в случае введения пошлин, на которых настаивает «Приват» и компании из группы «Нафтогаз», ситуация повторится.

Союз «Привата» и «Нафтогаза»

Производители в совместном заявлении объясняют свою позицию антиконкурентными действиями импортеров российского топлива и тем, что они «нарушают правила международной торговли».

В частности, по мнению «Привата» и «Нафтогаза», российским производителям компенсируются акцизы на производство и экспорт нефти, а это, в свою очередь является субсидированием, и нарушает нормы ВТО.

Из-за этого доля российского дизеля и сжиженного газа в украинском рынке якобы достигла 47% и 55% соответственно, а поставки из Беларуси, Литвы и Польши значительно сократились. По данным OilPoint, доля российских нефтепродуктов в балансе рынка составляет всего 35%, примерно столько же приходится на Беларусь.

По мнению «Укртатнафты», «Укрнафты» и «Укргазвыдобування», введение пошлин не приведет к росту цен, поскольку рынок импортных поставок из Беларуси, Литвы, Польши, морских танкерных поставок и внутреннего производства – вполне конкурентен.

Исходя из этого, увеличение пошлин, по мнению инициаторов нововведений, приведет к перераспределению доли рынка от российских поставщиков в пользу производителей из других стран, и поспособствует развитию внутреннего производства и снижению себестоимости украинских нефтепродуктов.

В качестве еще одного аргумента, авторы заявления вспоминают декабрьское решение СНБО, утвержденное указом президента, в котором предусмотрена диверсификация поставок нефтепродуктов – из одного источника не более 30%.

Увеличение пошлин на российский дизель и газ почувствуют все

В свою очередь противники повышения пошлин считают такую инициативу безосновательной, и утверждают, что никаких изменений, кроме роста цен, она не принесет.

По мнению Нели Приваловой, президента «Нефтегазовой ассоциации Украины», неконкурентных преимуществ для поставщиков российского дизельного топлива и сжиженного газа сейчас не существует.

«Цены на поставки российского дизеля в прошедшие три года были выше, чем котировка российского дизеля в Средиземноморье на 16–27 долларов за тонну», — говорит она.

То есть, цены в Украине на дизель из России были выше, чем мировые, поэтому говорить о каком-либо демпинге – некорректно.

Высокие цены, по мнению противников увеличения пошлин, объясняются тем, что Украина импортозависимая страна, а для такого покупателя цены всегда будут выше.

Более того, в такой ситуации для внутреннего производителя созданы все условия для зарабатывания на дизеле и сжиженном газе сверхприбылей. Ведь внутренний производитель имеет возможность развиваться и вкладывать средства в нефтегазопереработку.

Против введения пошлин выступают и предприятия тяжелой промышленности.

В частности, по мнению президента объединения предприятий «Укрметалургпром» Александра Каленкова, отрасли необходимо будет поднять цены на свои товары, так как введение пошлин неизбежно приведет к удорожанию дизтоплива и сжиженного газа.

По подсчетам объединения, горно-металлургические предприятия потребляют до 7% дизеля в стране. Убытки от увеличения пошлин в первый год увеличатся на 600-700 млн гривен. Такая же ситуация в аграрном секторе.

Впоследствии, считает Каленков, подорожает логистика. А это приведет к поднятию цен на товары широкого потребления, цен на услуги «Укрзализныци» и так далее.

Отказ от пошлин взамен на уравнивание акцизов?

Поднятие пошлин на российские нефтепродукты выгодно группе «Приват» не только из-за того, что под его контролем находится крупнейший нефтеперерабатывающий актив Украины – Кременчугский НПЗ.

Это выгодно еще и потому, что основной объем нефтепродуктов, которые импортируются в страну по морю, пройдет через перевалки, контролируемые «Приватом». Речь идет о 80% поставок.

Впрочем, после поднявшейся волны критики инициативы по поднятию пошлин на российский дизель и сжиженный газ, в группе «Приват» особо не рассчитывают на успех.

Ранее «Экономическая правда» со ссылкой на собственные источники сообщала, что у Коломойского готовы к провалу данной инициативы, но при условии пересмотра акцизов на дизель, бензин и сжиженный газ, на чем «Приват» настаивал в прошлом году.

Таким образом, инициатива по повышению пошлин выглядит как шантаж участников нефтегазового рынка, чтобы последние согласились на пересмотр акцизов.

И, судя по всему, стратегически Коломойский уже победил.

Президент НАУ Неля Привалова на днях уже заявила о готовности ассоциации «поддержать конструктивные инициативы НПЗ насчет необходимости сбалансирования налогов на разные виды моторных топлив, что позволит уменьшить диспропорцию в потреблении и производстве, и развивать национальные НПЗ».