Нефть, Публикации

Море может не справиться с дизелем

Как пошлина на трубопроводное ДТ повлияет на морские перевозки
21.08.2019
Нефтеперевалка в украинских портах готова

Поставки российского дизеля в Украину по трубопроводу заблокированы. Смогут ли компенсировать около 40% ресурса морские терминалы? Большой вопрос.

Ударить по трубе

«Трубный» дизель заблокирован с начала этого месяца. С 1 августа Украина ввела специальные пошлины на дизельное топливо из РФ. Пошлину повысят для топлива, которое транспортируется по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс». В августе она составляет 3,75%, а с 1 октября вырастет до 4%.

По трубопроводу «Прикарпатзападтранс» с 2016 года поставлялось более трети всего баланса ДТ в Украине, и «трубная доля» увеличивалась. Так, если в 2017 году импорт по трубопроводу составил 1,83 млн тонн (30% баланса), то в 2018 году — уже 2,42 млн тонн (37% баланса). За первое же полугодие 19-го было доставлено 1,26 млн тонн (40%). При этом поставки ДТ из России по трубопроводу в 2018 году составили почти 2 млн тонн, а в первом полугодии 2019 года — 985 500 тонн.

Крупнейшим импортером ДТ по нефтепродуктопроводу была группа компаний Wexler Group. В прошлом году на нее пришлось 1,2 млн тонн. Топливо по трубе получали и другие компании. Такие как WOG, «Восток», «Альянс Энерго Трейд», «Галнафтогаз», «Трейд Коммодити» и др.

Пошлина сделала доставку дизеля по трубе невыгодной. 4% — это около $25 на тонне. Откуда возьмется дизель?

Морские ворота

Украинские чиновники поспешили заверить, что в импортерах недостатка не будет. И прогнозируют увеличение поставок в Украину топлива по железной дороге и морским путем, в том числе — из Греции и Италии. Представитель Президента в правительстве Андрей Герус сообщил, что в августе такие поставки увеличатся, по крайней мере, в три раза. А по трубе вместо 200 000 тонн прокачают только 100 000 тонн.

Большей мерой нагрузка на другие виды транспорта ляжет уже в сентябре, когда имеющиеся в Украине запасы ДТ иссякнут. И будет ли рост доставки ДТ морским транспортом таким уж большим — еще вопрос.

В любом случае, пошлина на трубный дизель делает морской транспорт более конкурентоспособным. До этого поставки морем занимали незначительную часть в импорте дизтоплива. И после того, как дизель пошел по трубе, морские перевозки упали еще. По данным Администрации морских портов Украины, в прошлом году импорт нефтепродуктов морским путем составил 893 500 тонн, что на 1,8% меньше перевалки 2017-го — тогда в порты зашло 910 400 тонн нефтепродуктов. В первом полугодии 2019-го импорт нефтепродуктов через морские порты составил 289 800 тонн, что на 17,5% меньше прошлогоднего периода. На дизель пришлось около 170 000 тонн. Дизель пошел более дешевым путем — по трубе.

Доля «морского» дизеля в последние годы колебалась в районе 10% баланса рынка. И портовый бум маловероятен. «Пошлина распространяется только на ввоз российского дизтоплива трубопроводным транспортом. Продуктопровод проходит через Гомель, и там есть возможность налива в ж/д цистерны. Гомель способен перевалить 120 000 тонн в месяц. Пошлина на поставку дизтоплива ж/д транспортом из Гомеля и территории РФ не распространяется. Ожидаемый объем поставки ДТ производства «Лукойл» — около 30 000 ежемесячно, — сказала OilPoint владелец компании Skywalk Trading (доставляет ДТ морским путем из Туркменистана, Индии и средиземноморского региона) Ирина Рубан. — Вероятно, Кременчугский НПЗ увеличит объемы переработки. Кризиса на топливном рынке не ожидается. Рынок придет к диверсификации, которая является основой экономической независимости».

Небольшой рост морских поставок ДТ будет. «Морской импорт традиционно «дорогой» — на него влияет стоимость ресурса, перевалки и судозахода, которые в украинских портах самые высокие в регионе. Важно понимать, что конечный потребитель этого не ощутит, цена останется паритетной с «северным ресурсом», — говорит Рубан. — Если в 2018 морские поставки составляли 9% в структуре импорта ДТ, то в этом году ожидается 13-14%. Морской импорт закроет потребность южных регионов, и это уже хорошо. В Украине достаточно развитая портовая инфраструктура, она не должна простаивать».

Есть и другие проблемы. С одной стороны, возможен поставок ДТ из Туркмении. Если в прошлом году из Туркмении в Украину было поставлено 187 000 тонн дизеля, то в этом году компания Turkmen Petroleum, трейдинговая структура Туркменбашинского нефтеперерабатывающего комплекса, рассчитывает увеличить поставки до 250 260 тонн.

Однако есть сомнения, что этот объем будет доставлен. ДТ из Туркмении идет из Каспийского моря по внутренним водным путям РФ. А это вынуждает фрахтовать флот под российским флагом. В этом году трейдеры уже столкнулись с повышением ставок фрахта. Кроме того, задержание в Украине российского танкера настораживает судовладельцев. В прошлом году они какое-то время отказывались идти в Украину после того, как был задержан «Механик Погодин». Теперь они снова отказываются идти сюда, говорят участники рынка и видят решение проблемы в оперативном согласовании разрешений на заход российских танкеров в украинские порты с нашими спецслужбами.

В отличие от туркменского ресурса, который из-за необходимости прохождения канала транспортируется мелководным флотом в мелководные же порты Украины, в случае со средиземноморскими поставками экономически целесообразно перевозить не менее 30 000 тонн. Такие суда могут принять глубоководные порты (Южный, Одесса, Черноморск, Николаев), но большие объемы импортеры повезут в них только в случае, если будет понимание баланса рынка.

И не факт, что у российского дизеля появятся конкуренты. «Морские поставки из РФ более конкурентоспособны по сравнению с остальными странами за счет лучшей логистики, поэтому наращивание поставок ДТ через украинские порты из РФ могут вытеснить существующие поставки из других стран и негативно повлиять на процесс диверсификации источников поставок», — подчеркивает Ирина Рубан.

«Приват» и другие

Портовая инфраструктура Украины на бумаге выглядит внушительно. Если говорить о перевалочных мощностях украинских портов, то сейчас они недогружены. По подсчетам OilPoint, терминалы могут потенциально перерабатывать не менее 13 млн тонн нефтепродуктов в год. Большую часть этих мощностей контролирует группа «Приват». Именно Игорь Коломойский с партнерами больше всех выиграют от возможного роста морских перевозок.

Кто контролирует морскую перевалку нефтепродуктов в Украине

В последнее время на рынке говорят о заметной активизации «приватовцев». Те, мол, заручились поддержкой силовиков чтобы расчистить рынок от конкурентов. Речь идет о таких событиях, как проверки со стороны днепровских налоговиков, которые утверждают, что на терминале в Николаеве находится фальсификат (оператором Николаевской нефтеперевалки выступает «Трейд Коммодити»), блокирование СБУ работы причала Херсонского нефтеперевалочного комплекса. Новость последних дней — «ловля» танкера «Мрія», который и вовсе зашел в Херсон под украинским флагом.

В минус рынку идет и железная дорога. Готова ли «Укрзалізниця» перевозить доставленное в порты — большой вопрос. Министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал, что для перевозки нефтепродуктов «Укрзалізниця» дополнительно получит порядка 400 цистерн. Однако опасение вызывает способность железной дороги принять увеличившееся количество составов из портов. «Для выработки эффективных транспортно-логистических решений и обеспечения бесперебойной работы» как портов, так и железной дороги, чиновники поспешили создать оперативный штаб. На первом заседании 7 августа, на котором присутствовали представители госструктур и частного бизнеса, Нефтегазовая ассоциация Украины указала на ряд проблемных ж/д станций, где нужно увеличить количество персонала, а представители «Укрзалізниці» и морских портов попросили заблаговременно информировать о планируемых объемах топлива.

В принципе, можно доставлять топливо не в крупные порты с их «узкими горлышками», а, скажем, в Запорожье, где расположен «Комбинат «Звезда». Но это если удастся найти достаточное количество флота с подходящей осадкой. Перегружать с крупного танкеры на более мелкие слишком дорого, говорят трейдеры: в самой Украине их мало, да и перегрузка занимает длительное время, так что затраты увеличиваются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *