fbpx
Интервью, Нефть

«Мне пока нравится работа в режиме карантин». Владелец группы Prime о грузоперевозках и продажах топлива в кризис

20.03.2020

В связи со вспышкой коронавируса Украина больше недели живет в режиме карантина. Эксперты предрекали, что это очень негативно отразится на экономике страны, а последствия почувствуют все, и чуть ли не сразу.

Однако, уже сейчас, через неделю после объявления карантина, представители отдельных отраслей отечественной экономики, вопреки прогнозам, констатируют увеличение спроса на свои услуги и товары.

В частности, активизировалась отрасль грузоперевозок, а вместе с ними увеличились и корпоративные продажи нефтепродуктов.

Об этих тенденциях 18 марта написал на своей странице в Facebook основатель компании Prime, которая занимается грузоперевозками и корпоративными продажами топлива.

О том, как в режиме карантина чувствует себя отрасль грузоперевозок и корпоративных продаж нефтепродуктов, OilPoint пообщался с Дмитрием Леушкиным.

— Кто выиграл от ситуации, которая образовалась в Украине в связи с введением карантина?

— Уточню: выигравших тут не будет, будут не сильно проигравшие.

В первую очередь, выиграли таксисты. Их число выросло в несколько раз. Из-за остановки общественного транспорта сейчас выгодно таксовать. Выгодно так же работать курьером.

Хотя эти люди сегодня рискуют своим здоровьем, они зарабатывают неплохие деньги – в том числе и за счет повышенных тарифов.

Если не закроют «Эпицентры», люди во время карантина будут активно заниматься строительством. Эта сфера сейчас чувствует себя нормально и продолжит работать.

Проиграли, разумеется, владельцы небольших магазинов, кафе и ресторанов, которые платят большую аренду, и никто ее не понижает. Им тяжело будет это пережить.

— Как обстоят дела на розничном рынке нефтепродуктов?

— Наблюдается очень активный всплеск. Опять же, на улицы выехало все легковое, что могло ехать. Поэтому на заправках увеличились проливы.

Спрос на нефтепродукты сегодня очень высокий.

Это же касается и грузовых коммерческих перевозок. Спрос у населения сейчас активный, в частности на продукты питания, поэтому осуществляется много грузоперевозок.

Эта отрасль тоже активна, и, соответственно, потребляет много топлива.

Кроме того, выиграли импортеры, которые поставляют нефтепродукты морскими путями, через южные порты. Им сейчас упростили растаможку — не так сильно вставляют палки в колеса.

То есть, с проверками стало проще – и все импортеры находятся в нормальных условиях.

— Как выросли корпоративные продажи топлива?

— С момента введения карантина рост составил примерно 25%.

Однако, думаю, что спад все равно будет. Об этом свидетельствуют два фактора: первый – внутренний спрос, связанный с увеличением количества людей за счет тех, которые вернулись из-за границы. Выросло потребление продовольственных товаров.

Второй фактор – предприятия, понимая, что есть контракты и обязательства, пытаются совершить максимум отгрузок топлива.

— Почему так происходит, если учесть, что ожидается падение цен на топливо?

— Тут сложная ситуация. Они, конечно, в среднем по рынку упадут, но не думаю, что сети WOG или ОККО снизят их существенно.

Да, нефть сейчас по 26 долларов за баррель, но и доллар уже по 28 гривен.

— Как на карантин отреагировала розничная продажа топлива?

— Она увеличилась. Как я уже говорил, это произошло за счет того, что много автомобилей выехало на улицы.

По моим наблюдениям, розничный рынок отреагировал также, как и корпоративные продажи – проливы выросли на 15–25%.

 — Вы писали, что начали «оживать» тарифы на перевозки. В чем это проявляется?

— На самом деле, динамика не такая уж и радостная — тарифы просто перестали падать.

Сегодня коммерческий транспорт покупает топливо по 21 гривне за литр, а не по 24 грн, как две недели назад. Эта разница в три гривны и есть заработок перевозчика.

Проще говоря, тариф остался тот же, но себестоимость километра уменьшилась примерно на 1,8 грн. Эти 1,8 грн – и есть дополнительный заработок перевозчика с одного километра.

— Как изменится рынок в ближайшее время?

— Я думаю, что до средины апреля рынок будет расти. Сейчас начался активный месяц – во-первых, из-за карантина, во-вторых – скоро Пасха. Люди будут активно тратить деньги, стимулировать спрос.

А с середины апреля пойдет спад, который, наверное, затянется до средины мая – и это будет очень тяжелый период для всех.

— Что ожидается в этот период?

— Цены на перевозки вырастут, потому что будет мало машин. Всегда на праздники машины заезжают домой, особенно на Западной Украине.

Это тоже вызовет определенный спрос. Хоть и упадет количество отгрузок, но, тем не менее, тариф на перевозки будет подниматься.

Соответственно, упадут и проливы, так как будет ездить меньше машин.

Эти пиковые 25%, скорее всего, с середины апреля сойдут на нет, и будет спад в потреблении топлива коммерческим транспортом.

Розничные продажи топлива, думаю, будут расти. Люди же все-равно будут передвигаться, потому что праздники.

— А что ожидает рынок в годовой перспективе?

— До середины июня ситуация будет плохая.

Где-то с конца июня начнется движение аграриев на Юге, немного увеличится грузопоток.

А примерно с июля пойдет стабильный рост грузоперевозок и, соответственно, потребления топлива.

— Насколько повлияло на отрасль грузоперевозок и корпоративных продаж топлива изменение законодательства, принятое в связи с карантином (налоговые льготы и отсрочки)?

— На отрасль грузоперевозок эти инициативы глобально не повлияли, потому что у нас 70% транспорта едет «под черным флагом» (не уплачивая налогов – Ред.). На них не влияют эти изменения.

— А ваша компания почувствовала изменения?

— Разве что приостановились аудиты. С одной стороны стало легче, но с другой стороны, мы понимаем, что государство своего не упустит, и после окончания карантина будет с удвоенной силой наполнять бюджет.