fbpx
Нафта, Публікації

Зниження не чекайте: чому АЗС не відреагували на обвал цін на нафту

25.03.2020

На початку березня світовий нафторинок вразила новина про провал домовленості країн ОПЕК + і Росії про зменшення видобутку нафти. (рос)

Реакция на это события не заставила себя долго ждать: уже 9 марта нефтяные фьючерсы упали в цене более чем в полтора раза, до минимального с 1991 года уровня, и до сегодняшнего дня их стоимость держится в пределах 27 – 30 долларов за баррель.

Аналитики мировых банков начали корректировать кратко- и долгосрочные прогнозы и теперь сходятся во мнении, что такая цена может продержатся до конца 2020 года.

Ожидалось, что резкое падение нефтяных котировок повлияет и на рынок нефтепродуктов, даже вопреки карантину, связанному с пандемией коронавируса.

10 марта Антимонопольный комитет выступил с заявлением, что планирует «внимательно изучать динамику цен на рынке розничной торговли нефтепродуктами».

При этом в АМКУ напомнили, что в Украине популярна практика немедленного повышения цен в результате изменений на внешних рынках, однако снижение цен в результате такой тенденции обычно не наблюдается.

В течении двух недель после резкого падения нефтяных котировок стоимость нефтепродуктов на мировых АЗС упала менее чем на 10%, а цены на украинском рынке и вовсе практически не изменились.

Почему стоимость бензина на украинских заправках не уменьшилась и чего ожидать в ближайшие месяцы, разбирался OilPoint.

Нефть дешевеет, доллар – растет

Розничные цены на нефтепродукты формируются не только исходя из мировых котировок нефти.

На них влияет множество других факторов, таких как рост или падение спроса, стоимость нефти на границе, курс национальной валюты, налоговое законодательство и так далее.

По мнению профильных экспертов, лишь один из факторов в данный момент говорит, что цены на АЗС должны снижаться – падение цен на нефть. Остальные же свидетельствуют о том, что предпосылок к падению розничной цены на нефтепродукты нет.

Директор специальных программ НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев объясняет, что цены на украинских заправках в большинстве зависят от трех основных факторов.

«Первый – стоимость нефтепродуктов на границе, которая действительно за прошедшие две недели упала на 10-18% в зависимости от вида нефтепродуктов.

Второй фактор – курс гривны. Если бы курс не менялся, можно было говорить, что поскольку стоимость нефтепродуктов на границе упала, то и на заправках цены должны упасть. Однако, за тот же период гривна подешевела с 25 до 27 с лишним гривны за доллар.

И третий фактор – это спрос, который уменьшается в связи с карантином. Но в ближайшее время спрос на дизельное топливо может вырасти в связи с началом полевых работ» – считает Рябцев.

По словам эксперта, если бы не риски, связанные с дальнейшим поведением как валюты, так и спроса, цены на нефтепродукты на АЗС могли бы упасть.

Стоимость барреля – 30 долларов, и не больше

В то же время, по мнению опрошенных OilPoint экспертов, предпосылок для повышения стоимости нефти в ближайшее время нет. Такого же мнения придерживаются мировые банки.

Так, в средине марта аналитики Barcklays снизили прогноз цен на нефть Brent и WTI на 12 долларов – до 31 и 28 долларов за баррель.

В том, что вероятность договоренностей о сокращении добычи нефти между странами ОПЕК+ не очень высока, уверен и президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар.

«Россия была бы не против договориться, но они же «великие» – отступать не могут, а признать ошибочность своих действий не желают. Саудовскую Аравию это тоже не устраивает, ведь они считают РФ виновником срыва сделки.

Однако, себестоимость добычи у Саудовской Аравии самая дешевая, ведь добывать нефть с относительно небольшой глубины в пустыне легче, чем в условной Сибири.

Саудовской Аравии частично выгодна сложившаяся ситуация, ведь они перетягивают на себя европейский рынок. Да, они проигрывают в цене, но в будущем компенсируют это за счет новой рыночной ниши», – считает Гончар.

По словам эксперта, если стороны не смогут договориться, можно ожидать очередного обвала цен на нефть – до 10-20 долларов за баррель, что зависит от темпов наращивания добычи Саудовской Аравией.

«Однако, даже если удастся достичь договоренностей, на прежний уровень цен рассчитывать уже не стоит, ведь пиковые цены во время кризисов каждый раз существенно уменьшаются. Даже если нефть вернется к росту, цены будут балансировать в пределах 35-45 долларов.

А при отсутствии договоренностей цены будут низкими, ведь дефицита нефти не прогнозируется.

В итоге, договоренностей получится достичь с помощью США, ведь для них дешевая нефть – не критично, но плохо, ведь таким образом могут пострадать мелкие американские нефтедобывающие компании», – считает Гончар.

Все зависит от валюты

По мнению Рябцева, цены на АЗС могли бы незначительно упасть, однако, этого, равно как и повышения цен, не произойдет.

«Из-за наличия рисков, трейдеры удерживаются от понижения цен, нейтрализуя таким образом эти риски. Ожидать понижения мировых котировок нефти тоже не стоит, ведь инициаторы понижения, скорее всего, попробуют на этом заработать.

По поводу гривны – курс будет понижаться и в дальнейшем, так как правительству нужна валюта, чтоб закрыть бюджетные дыры, которые обязательно возникнут из-за связанного с коронавирусом карантина. По этой же причине не ожидается и повышения спроса на нефтепродукты.

Кроме того, на цены на бензин повлияют и временные изменения налогового законодательства, в частности – прекращение каких-либо проверок и расследований АМКУ. Даже если появится возможность для понижения цены, операторы АЗС вряд ли ими воспользуются, поскольку для этого нет соответствующих стимулов», – считает Рябцев.

Согласен с таким мнением и Гончар. «Если бы у нас была стабильная валютная политика, за определенный промежуток времени мы бы увидели и уменьшение цен на наших АЗС. Но мы видим падение гривни к доллару, поэтому в лучшем случае, цены на АЗС останутся на нынешнем уровне», – отмечает эксперт.

«В худшем случае, если произойдет обвал гривни, ценники на АЗС станут значительно выше – ведь предстоит тратить больше валюты на закупку того же объёма нефтепродуктов, и АЗС компенсирует это за счет своих клиентов. К сожалению, такой сценарий мы тоже не можем исключать» – считает Гончар.

При этом он отмечает, что падение цен на нефть украинские потребители топлива точно почувствуют на газовом рынке.

Речь идет о «межтопливной» конкуренции: если падает цена на нефть, цена на газ расти не будет, ведь тогда станут больше потреблять нефтепродуктов, чем газа. Тем более, газодобывающие компании будут беспокоиться о конкурентоспособности добываемого ими сырья.

И недавнее понижение Кабинетом министров стоимости газа для украинских домохозяйств на 14% – лишнее тому подтверждение.